О прогрессе в искусстве. «- Ипполит Михалыч! И на этом они строят свой прогресс! Как я ненавижу это бессмысленное слово "прогресс"!
- А вот в искусстве - никакого "прогресса" нет! И быть не может!
- В самом деле! В самом деле, вот здорово! - обрадовался Нержин. - Был в семнадцатом веке Рембрандт - и сегодня Рембрандт, пойди перепрыгни! А техника семнадцатого века? Она нам сейчас дикарская. Или какие были
технические новинки в семидесятых годах прошлого века? Для нас это детская забава. Но в те же годы написана "Анна Каренина". И что ты мне можешь предложить выше?
- Позвольте, позвольте, магистр, - уцепился Рубин.
- Так по пущей-то мере в инженерии вы нам прогресс оставляете? Не бессмысленный?
- Паразит! - рассмеялся Глеб. - Это подножка называется.
- Ваш аргумент, Глеб Викентьич, - вмешался Абрамсон, - можно вывернуть и иначе. Это означает, что учёные и инженеры все эти века делали большие дела - и вот продвинулись. А снобы искусства, видимо, паясничали. А
прихлебатели...
- Продавались! - воскликнул Сологдин почему-то с радостью.
И такие полюсы, как они с Абрамсоном, поддавались объединению одной мыслью!
- Браво, браво! - кричал и Прянчиков. - Парниши! Пижоны! Я ж это самое вам вчера говорил в Акустической! - (Он говорил вчера о преимуществах джаза, но сейчас ему показалось, что Абрамсон выражает именно его мысли.)»
…Итак А. И. Солженицын устами своих героев («В круге первом») доводит до читателя простую мысль о том, что прогресса в искусстве не существует. Не бесспорно, но довольно убедительно. Двухсполовинойтысячелетний юбилей Илиады-Одиссеи вроде бы это подтверждает. Дескать, вот была Илиада и осталась Илиада, и выше не прыгнешь. (Я, кстати, Одиссею так от корки и до корки не осилил…)
«Па-а-азвольте! – воскликнет воображаемый оппонент, - А как же всплеск Нового Искусства в конце позапрошлого и в прошлом веке?!» Да никак. То есть, совсем никак. Пара-тройка имён, чья-то тошнотворно-жёлтая блуза, рёв ругательств, нечуствительно переходящий в восхваление хозяев…
Но да ладно. В последнее время на страницах нашего сайта развернулась широкая дискуссия о фэнтези. В рамках разговора о прогрессе в искусстве было бы интересно обсудить и этот жанр. Нов он или привычен? Чем характеризуется на русской почве? Этот вопрос я задаю Вам.
Создатель жанра в его современном виде Дж.Р.Р. Толки(е)н (Имечко-то, а? Куда там Гэндальфу…) родился в конце про… позапрошлого века, в возраст вошёл и творил в прошлом. Причём, прежде чем начать дело жизни (СХ) становится самым молодым профессором английской филологии, изучает староанглийский, древненорвежский и готский языки. Таким образом, переполненный до мозговой колики германской мифологией (с сильным кельтским влиянием), он и создаёт классику фэнтези: «Хоббит» и «Властелин Колец». (Причём «Хоббит» сначала обкатывается на детях) Что мы видим в результате? В результате – возникновение нового жанра; да не нового жанра, а нового феномена, когда взрослый, умудрённый опытом человек, запоем читает сказки (добрые и жизнеутверждающие, замечу) и не в состоянии осилить что-либо более напрягающее мозги.
Прогресс это или нет? В искусстве – безусловно регресс. (Я высказываю только свою точку зрения, поспорить со мной можно на нашем сайте.)
Тут же вылезает новая тема: о форме и содержании. Эксперименты с формой литературного произведения закономерно привели «искусствоиспытателей» к выводу, что она (форма) самодовлеюща. Следовательно, словесные арабески и эквилибр – не средство, а цель. Великий будетлянин Хлебников сейчас вызывает в лучшем случае недоумение, но дело своё он сделал.
Хоббиты убили форму, Велимиры добили содержание. Где прогресс в искусстве?
А вот где. Он невозможен ни в форме, ни в содержании, но только в сфере духа. (Уж здесь то сам Бог велел нам, позитивистам, «россмехнуться», как говорят у нас на Севере, поставить жирный вопросительный знак и сказать: «А-а-а-а…» Язык не поворачивается. Как у Салтыкова: «О сём умолчу…»)
Кстати, чем мы виноваты, ушибленные воспитанием? Вольтерьянство наше во многом вынужденное, это мимикрия, защитная реакция. Сатана, как известно «всеми силами хочет любить, но не может», а мы всеми силами тянемся поверить хоть во что-то – и тоже безуспешно… «Я этого мухам так не спущу!»
Хотите высказаться? Зайдите на наш форум…
Отзывов нет Добавить отзыв Добавлено: 17.10.2001 19:35:00 Относится к теме: Публицистическая Относится к жанру: Статья
|
|
|