Перейти на главную страницуПерейти на главную страницу
Перейти на главную страницуПерейти на главную страницу
Вывести новые произведения, начиная с последнего Добавьте свое произведение
ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Темы

 Абсурд
 Неопределенная
 Детская
 Городская
 Героическая
 Историческая
 Новаторская
 О поэзии
 Философская
 Фэнтезийная
 Научная
 Ностальгическая
 Грустная
 Фантастическая
 Религиозная
 Любовная лирика
 Аутическая
 Мистическая
 Рекламная
 Юмористическая
 Техническая
 Патриотическая
 Пародийная
 Готическая
 Публицистическая
 Пейзажная лирика
 Драматическая
 Застольная
 Трагическая
 Оназм
 Критика
 Природная
 Приключения
 Детективная
 Еёзм
 Ироническая
 Похмельная
 Здоровый образ жизни
 Эротическая

Жанры

 Пиеса
 Роман
 Басня
 Повесть
 Рассказ
 Пародии
 Повесть
 Стихотворение
 Сага
 Статья
 Твердые формы
 Приколы. От 2-х до 85-ти.
 Поэма
 Баллада
 Стихи в прозе
 Сказка
 Иноязычные произведения
 Стихотворный цикл
 Песня
 Новелла
 Чужие мысли.
 Неопределенный
 Эссе

Рейтинг произведений

 По кол-ву прочтений

Произведения по...

 дате добавления

АВТОРЫ

Рейтинг авторов

 По кол-ву произведений

Авторы по...

 алфавиту

ФОРУМ

Форум


ИНФОРМАЦИЯ

О сервере

 Хромой Пегас
 Создатели
 Меценатам

Друзья

 Ссылки на друзей
Новости проекта
"Хромой Пегас"



Любите ли вы фэнтези? Полюбите!


Заметки о фантастике



О прогрессе в искусстве.


«- Ипполит Михалыч! И на этом они строят свой прогресс! Как я ненавижу это бессмысленное слово "прогресс"!
- А вот в искусстве - никакого "прогресса" нет! И быть не может!
- В самом деле! В самом деле, вот здорово! - обрадовался Нержин. - Был в семнадцатом веке Рембрандт - и сегодня Рембрандт, пойди перепрыгни! А техника семнадцатого века? Она нам сейчас дикарская. Или какие были
технические новинки в семидесятых годах прошлого века? Для нас это детская забава. Но в те же годы написана "Анна Каренина". И что ты мне можешь предложить выше?
- Позвольте, позвольте, магистр, - уцепился Рубин.
- Так по пущей-то мере в инженерии вы нам прогресс оставляете? Не бессмысленный?
- Паразит! - рассмеялся Глеб. - Это подножка называется.
- Ваш аргумент, Глеб Викентьич, - вмешался Абрамсон, - можно вывернуть и иначе. Это означает, что учёные и инженеры все эти века делали большие дела - и вот продвинулись. А снобы искусства, видимо, паясничали. А
прихлебатели...
- Продавались! - воскликнул Сологдин почему-то с радостью.
И такие полюсы, как они с Абрамсоном, поддавались объединению одной мыслью!
- Браво, браво! - кричал и Прянчиков. - Парниши! Пижоны! Я ж это самое вам вчера говорил в Акустической! - (Он говорил вчера о преимуществах джаза, но сейчас ему показалось, что Абрамсон выражает именно его мысли.)»
…Итак А. И. Солженицын устами своих героев («В круге первом») доводит до читателя простую мысль о том, что прогресса в искусстве не существует. Не бесспорно, но довольно убедительно. Двухсполовинойтысячелетний юбилей Илиады-Одиссеи вроде бы это подтверждает. Дескать, вот была Илиада и осталась Илиада, и выше не прыгнешь. (Я, кстати, Одиссею так от корки и до корки не осилил…)
«Па-а-азвольте! – воскликнет воображаемый оппонент, - А как же всплеск Нового Искусства в конце позапрошлого и в прошлом веке?!» Да никак. То есть, совсем никак. Пара-тройка имён, чья-то тошнотворно-жёлтая блуза, рёв ругательств, нечуствительно переходящий в восхваление хозяев…
Но да ладно. В последнее время на страницах нашего сайта развернулась широкая дискуссия о фэнтези. В рамках разговора о прогрессе в искусстве было бы интересно обсудить и этот жанр. Нов он или привычен? Чем характеризуется на русской почве? Этот вопрос я задаю Вам.
Создатель жанра в его современном виде Дж.Р.Р. Толки(е)н (Имечко-то, а? Куда там Гэндальфу…) родился в конце про… позапрошлого века, в возраст вошёл и творил в прошлом. Причём, прежде чем начать дело жизни (СХ) становится самым молодым профессором английской филологии, изучает староанглийский, древненорвежский и готский языки. Таким образом, переполненный до мозговой колики германской мифологией (с сильным кельтским влиянием), он и создаёт классику фэнтези: «Хоббит» и «Властелин Колец». (Причём «Хоббит» сначала обкатывается на детях) Что мы видим в результате? В результате – возникновение нового жанра; да не нового жанра, а нового феномена, когда взрослый, умудрённый опытом человек, запоем читает сказки (добрые и жизнеутверждающие, замечу) и не в состоянии осилить что-либо более напрягающее мозги.
Прогресс это или нет? В искусстве – безусловно регресс. (Я высказываю только свою точку зрения, поспорить со мной можно на нашем сайте.)
Тут же вылезает новая тема: о форме и содержании. Эксперименты с формой литературного произведения закономерно привели «искусствоиспытателей» к выводу, что она (форма) самодовлеюща. Следовательно, словесные арабески и эквилибр – не средство, а цель. Великий будетлянин Хлебников сейчас вызывает в лучшем случае недоумение, но дело своё он сделал.
Хоббиты убили форму, Велимиры добили содержание. Где прогресс в искусстве?
А вот где. Он невозможен ни в форме, ни в содержании, но только в сфере духа. (Уж здесь то сам Бог велел нам, позитивистам, «россмехнуться», как говорят у нас на Севере, поставить жирный вопросительный знак и сказать: «А-а-а-а…» Язык не поворачивается. Как у Салтыкова: «О сём умолчу…»)
Кстати, чем мы виноваты, ушибленные воспитанием? Вольтерьянство наше во многом вынужденное, это мимикрия, защитная реакция. Сатана, как известно «всеми силами хочет любить, но не может», а мы всеми силами тянемся поверить хоть во что-то – и тоже безуспешно… «Я этого мухам так не спущу!»
Хотите высказаться? Зайдите на наш форум…



Отзывов нет   Добавить отзыв
Добавлено: 17.10.2001 19:35:00
Относится к теме: Публицистическая  
Относится к жанру: Статья  




®

При воспроизведении материалов этого сайта ссылка на http://www.lame.ru/ обязательна.
Изготовление сайта ООО "Вилмарк Групп"

 
все авторы